А ДРУГ РИСУЕТ ГОРЫ, ДАЛЁКИЕ, КАК СОН
Всем известно, что женщины совершенней мужчин. Иначе зачем бы мы
их так любили? В авторской песне превосходство женской организации
выражено особенно наглядно.
Сомневаетесь? Тогда проделаем простой эксперимент. Положим
на чашу весов все песни бардов-мужчин, от А до Я: Ампилов, Анчаров,
Бачурин и дальше до конца алфавита. На другую пусть ляжет пушинкой
одна единственная песенка одной единственной женщины - А.Я.
Ты - мое дыхание,
Утро мое ты раннее,
Ты и солнце жгучее,
И дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею,
По такому случаю
Ты подожди.
Па такому случаю
Ты пааа-дааа-жди.
Чаши качнутся, и мы своими глазами увидим, какая из них
перевесит. Теперь убедились?
Конечно, и барды-мужчины имеют свою какую-никакую нишу. Они
превосходно утверждают ценности высшего, надличностного
порядка: погоду, непогоду, патриотизм, всемирную отзывчивость. Еще
лучше им удается работать образ. Уж до чего хорош бывает наш брат
сибарит в роли каторжника - будто полжизни хрипел на лесоповале.
Но! Свежая прелесть румянца, горечь внезапной потери, стоны
горячечной ласки, просто тепло, физический смысл которого понятен
губам и ладони, - вот это первичное. То есть личное. То есть женское.
Кто-то незримый следит за тем, чтобы звёзды регулярно появлялись
в той части бардовского небосвода, где господствует правда чувства.
Светила выстроились в линию, которая исходит из точки А.Я., - ведь до
Ады Якушевой не было никого, ничего. Каждому из последующих
десятилетий досталось по чистой и обаятельной, как Ада, звезде. 70-е -
Вера Матвеева. 80-е - Ольга Качанова. 90-е сулят невиданный расцвет.
Наступит срок, узнаем имя той, кому суждено продлить эту нежную линию.
А говорят: где звезды? где звезды? По светилу в декаду, целая
дюжина звезд к 2080 году - мало?
Не забудем, что есть в женской авторской песне другая, не менее
блистательная генеалогия: Новелла Матвеева - Вероника Долина - Елена
Казанцева. Здесь женская правда чувства служит не столько основой,
сколько условием, доминирует же правда текста, то есть способность
стихов к автономному сиянию, то есть мужская рука.
А еще толковательницы поющейся поэзии - Елена Камбурова и
артистично-аристократическая линия ее последовательниц.
А еще певуньи-композиторы, в чьем лице нарождается мощный женский
противовес бардам-мужчинам, работающим с изящной словесностью. Назову
Елену Фролову, но не она одна делает здесь сегодня погоду. А говорят:
где звезды?
Вернусь, однако, в исходную точку.
"Синие сугробы" проникли в МГУ раньше, чем мы услышали Адино имя.
Был конец 50-х. Мой биофак - зубастый, клыкастый, ревнивый ко всем
песням, кроме собственных, был сражен наповал.
Скажешь -
Поймаю песню налету,
Наши
Про нас чего-нибудь сплетут.
Только
Не в песнях дело тут моих,
Мне просто нравится, как слушаешь ты их.
Многие думают, что барды способствовали эрозии тоталитаризма тем,
что пели сатиру и вообще протестовали. Боюсь, дело обстояло не совсем
так. Совсем не так. Номенклатура с приятностью щекотала себе нервы
сочинениями фрондирующих авторов, чья гитара прилежно гащивала в
барвихинских пущах. Погибель таилась в сочинениях другого рода,
безобидных с виду.
Независимо от субъективных намерений Ады Якушевой, ее песни
содержали субстанцию, убийственную для тоталитарного государства, -
частность. Частный случай любви. Частность вообще. Тихая бархатная
революция. Ее плоды служат авторской песне по сей день.
Кто-то пытался втиснуть Аду в норму. Возможно, этим "кто-то" были
ее собственные колебания. Вдруг появился альтернативный текст "Синих
сугробов". Вместо "Наши про нас чего-нибудь сплетут", в нем пелось:
"Даже в нее поверю, как в мечту". Подмена была эмблематичной.
Мечта, верить в мечту, романтика, - такой лапшой пользовались при
исполнении служебных обязанностей функционеры из органов. Это был
лексикон песен Пахмутовой, от него воротило.
Ада колебания отмела. Не было силы, способной заставить Аду петь
что-либо, кроме собственной любви. Внешне ее песни повествуют о
разном. О зеленоглазых такси, о каменных глыбах, о мелких камешках.
Иногда адресат любви как бы отсутствует, как бы не вписывается в тему.
Но всякий раз это оказывается обманом зрения.
Созвонятся парни на неделе
И зайдут, как будто врозь.
Парни любят говорить о деле,
Если к случаю пришлось...
Они разговаривают, она не мешает. Они разговаривают, она жарит им
картошку. Еще сто раз готова жарить. "И восходят от моей Неглинной
вертикальные пути".
Что за вертикальные пути? О чем вообще эта песня?
Она о любви, только о ней. Неглинная здесь ничего не
символизирует, это просто реальное место жительства, частный случай.
Пути, возможно, потому вертикальные, что Он рисует горы. Возможно,
парни приходят к ней потому, что они приходят к Нему обсудить маршрут.
А может быть и нет. У них какие-то дела, их собственные. У нее к этим
делам свое частное отношение, замешанное на любви к Нему. Нам
досталась правда чувства - и спасибо, остальное нас не касается.
Если песня остров, то Адой Якушевой сотворен великий Архипелаг
Любви. Другого подобного нет и наверно уже никогда не будет. Потому
что любовью теперь называют нечто иное.
Мой друг рисует горы,
Далекие, как сон,
Зеленые озера
Да черточки лесов.
А рядом шумный город
Стеной со всех сторон.
А друг рисует горы,
Далекие, как сон.
Мой друг - он друг отвесным
Холодным ледникам,
Он друг отважным песням
Да редким маякам.
Он любит горный ветер,
Раздумья до зари.
Он любит горы эти
Товарищам дарить.
И в ясный день, и в горе
Упрямо верит он,
Что есть на свете горы,
Далекие, как сон.
Мой друг мне тем и дорог,
Что днем и ночью он
Возводит к небу горы,
Далекие, как сон.
'Вечерний клуб', 16-22 января 1997 г.
|
|