АХ, КУДА-ТО, ЗАЧЕМ-ТО МЫ ЕДЕМ...
"Мой вечер в Доме композиторов. Читал хорошо, с большим успехом.
Если еще что-то напишется и опубликуется, я достигну громкой славы.
Во втором отделении пели скверные песни на мои стихи.
Хорош один Сергей Никитин."
Меня аж пот прошиб, когда, читая дневниковые записи Давида
Самойлова ("Знамя", 1995, N2), я дошел до этого места. Это как же это
так - скверные?! А Самойлов в песнях Виктора Берковского - не хорош,
что ли? "Сороковые, роковые", песенка о Шуберте. Наконец,
"Воспоминание", одна из самых пленительных вещей
Самойлова-Берковского. А я как раз собрался взять ее в "Золотую
кассету"!
Потом сравнил даты и успокоился: запись сделана в апреле 76
года, а песни возникли позже.
Сходным образом нашелся ответ и на мое остолбенение, вызванное
простодушным, мягко говоря, выражением почтения к успеху перед
публикой. Да Самойлов ли это?
Но кое-что припомнилось и совместилось. Интимность, с какой добрая
половина московских окололитературных барынек называла своего кумира
Дэзиком. ("Нет, Дэзик - так это же чистый Пушкин!"). Готовность, с
какой кумир порою оправдывал дамские ожидания:
...И жизнь свою возненавижу,
И к вам в слезах паду на грудь.
Свирепость, с какой отчитал друга бескомпромиссный Слуцкий:
Широко известен в узких кругах,
Как модерн, старомоден,
Крепко держит в слабых руках
Тайны всех своих тягомотин.
Вот идёт он, маленький, словно великое
Герцогство Люксембург, и т.д.
Стихотворение Слуцкого увидело свет в престижном, скандальном и
широко обсуждавшемся альманахе "Тарусские страницы" (1961), где по
сути впервые напечатался сам Самойлов, уже сорокалетний. Смысл этой
беспрецедентной выволочки отчасти и такой: хочешь быть дамским
угодником - пожалуйста, но не в стихах.
Самойлов, хоть и не сразу, нашел в себе силу разодрать душистые
путы - удрал со всеми чадами из Москвы и свил гнездо подальше от
дэзиканствующих обожателей. Но на Слуцкого долго держал зуб, кротко
огрызался: Слуцкий, мол, вообщее не поэт. Завершим картину цитатой из
наблюдательного Евтушенко: "В него как в поэта мало кто верил, за
исключением красавицы-жены, Бориса Слуцкого и нескольких родственников
и близких друзей".
Каков, однако, уровень разборок там, в высших эшелонах Поэзии!
В малом эстонском городке прошли лучшие годы поэзии Давида
Самойлова - теперь уже во всей полноте внутренней и внешней
свободы. В Эстонии он и умер. Умер завидным способом, дай Бог
всякому: прямо на вечере памяти Бориса Пастернака. Качнулся на
сцене, вышел за кулису - и конец. Было это совсем недавно, в 1990 году.
Поверхностный взгляд выхватывает из поэзии Самойлова элегическое
начало. Стихи светлы, легки, прохладны. Строфика куплетна. Бери гитару
и пой с фирменной бардовской интонацией - припечаленно и чуть
философично.
И впрямь, трудно найти поэта, который пелся бы бардами столь же
много и любовно. На самом деле, это редко когда удается. ("Пели
скверные песни."). Невостребованными остались самойловские юмор и
аналитический ум.
Зато удачи музыкального прочтения - действительно хороши. Взять
хоть никитинский исторический цикл - горячие, темпераментные баллады о
царе Иване, о Емельке Пугачеве. А поздняя любовная лирика у того же
Сергея Никитина! -
Тот запах вымытых волос,
Благоуханье свежей кожи.
И поцелуй в глаза, от слез
Соленые, и в губы тоже.
И кучевые облака,
Курчавя-щие-ся над чащей.
И спящая твоя рука,
И спящий лоб, и локон спящий.
Повремени, певец разлук!
Мы скоро разойдемся сами.
Не разлучай уста с устами,
Не разнимай сплетенных рук...
Божественно.
Но сейчас - обещанное "Воспоминание".
Помню - папа еще молодой,
Помню выезд, какие-то сборы,
И извозчик лихой, завитой,
Конь, пролетка, и кнут, и рессоры.
А в Москве - допотопный трамвай,
Где прицепом - старинная конка.
А над Екатериниским - грай.
Все впечаталось в память ребенка.
Помню - мама еще молода,
Улыбается нашим соседям.
И куда-то мы едем. Куда?
Ах, куда-то, зачем-то мы едем...
А Москва высока и светла.
Суматоха Охотного ряда.
А кругом - купола, купола.
И мы едем, все едем куда-то.
Звонко цокает кованый конь
О булыжник в каком-то проезде.
Куполов угасает огонь,
Зажигаются свечи созвездий.
Папа молод. И мать молода.
Конь горяч, и пролетка крылата.
И мы едем незнамо куда -
Все мы едем и едем куда-то.
'Вечерний клуб', 11 июля 1995 г.
|