ЭТОТ ГОРОД ДЕРЕВЯННЫЙ НА РЕКЕ
По весне душа просится на травку. Ей хоть Пасха, хоть Маевка,
лишь бы грело и светило и мать-мачеха цвела.
Каждый год, едва растает снег, над подсохнувшей поляной раздается
песня зяблика. А где первый заблик, там и первая гитара - снова слеты,
снова фестивали.
Особо знаменит был весенний фестиваль, проводившийся из апреля в
апрель ташкентским песенным клубом, который так и назывался, "Апрель".
Дивно звучали на склонах Чимгана голоса поющих, дымно клубилось на
легком морозце изобретательное ночное действо под кодовым названием
"чайхана", дикой красотой сверкали с приходом солнца горные тюльпаны.
Этого больше нет, ау, разметало ташкентцев вихрями перемен. Но и
нынешней весной привычно пробудилась песенная жизнь, потянулись с
гитарами кто куда. В Сергиевом Посаде - фестиваль детских и юношеских
ансамблей, в Пущино опять понаехали ансамбли взрослые, в одном ДК -
тусовка сочиняющих музыку к стихам Марины Цветаевой, в другом
празднуют выход сборника "Сто песен Виктора Берковского". А мы с
Александром Городницким и гитаристом Александром Костроминым едем-едем
на междусобойчик "Кострома-95".
- Четвертым будешь? - спросили у Сергея Никитина: у нас в купе
свободное место. Глянь-поглянь, вышагивает маэстро по перрону, несет
семиструнную. Кострома - ведь это же прекрасно!
Нужно ли доказывать, что и впрямь прекрасно прошли два выходных в
самой Костроме и в лесу под Костромой, вернее в пока еще пустующем
пионерлагере. В это короткое время уложились два больших концерта. И,
как положено, до утра длилось дружелюбное изобретательное действо под
кодовым названием "чайхана".
Старый человек, я невольно сравниваю сегодняшнее пение поэзии с
тем, как это делали двадцать, тридцать, сорок лет назад. И всякий раз
отмечаю, что, за редким исключением, и гитары были послабей, и стихи
пожиже. И, конечно, вовсе не было того, чтобы на равных с обеими
столицами выходили к микрофону Вологда и Кострома, Ярославль и
Владимир, - да что там областные города! - и Александров, и Ростов
Великий, и неблизкий Солигалич.
Привет тебе, поющий Русский Север!
Вперемежку с собственными сочинениями исполнялись Юрий Визбор и
Вадим Егоров, Юрий Кукин и Михаил Щербаков. И ничуть не чужеродно,
хоть совсем не по сезону, звучал в соседстве с законными бардами
ничейный Саша Башлачев:
Начинает колдовство
домовой-проказник.
Завтра будет Рождество.
Завтра будет праздник.
Ляжет ласковый снежок
на дыру-прореху.
То-то будет хорошо,
то-то будет смеху.
Мало сторонней публики? Откуда ж ей взяться в такую-то погоду!
Будь я дома, сам бы предпочел копаться на грядке. А с другой стороны,
и хорошо, что в зале вовсе нет стариков. Старикам везде у нас почет,
но согласитесь, что люди моего возраста как правило консервативны,
слишком преданы старым кумирам. Младший родительский возраст, высшее
образование - вот оптимальный человеческий контингент авторской песни
и ее самодеятельности. Они и задавали тон на фестивале "Кострома-95".
Будем весело делить
дольки мандарина.
Будет радостно кружить
елка-балерина.
То-то будет хорошо!
Смеху будет много.
Спите, дети. Я пошел.
Скатертью тревога.
Дети не спали. Два братца из Вологды подпевали маме. Малолеточка
Полина из Мурома нежно солировала под гитару отца. Браво! - крикнул
Никитин. Поющие с родителями дети и для меня оказались главным
обольщением фестиваля.
Поклон тебе, любезная провинция! Тебя воспело немало поэтов -
напомню здесь одного, Олега Чухонцева. Его, в отличие от композитора,
представлять не надо. Музыку - не столько даже к стихам Олега, сколько
к разлитому в них чувству родины - нашел москвич Сергей Труханов.
Чувствую, что становлюсь поклонником молодого барда, ставшего в прошлом
году лауреатом Грушинского фестиваля.
Этот город деревянный на реке
словно палец безымянный на руке;
пусть в поречье каждый взгорок мне знаком
как пять пальцев, - а колечко на одном!
Эко чудо - пахнет лесом тротуар,
пахнет тесом палисадник и амбар;
на болотах, где не выстоит гранит,
деревянное отечество стоит.
И представишь: так же сложится судьба,
как из бревен деревянная изба;
год по году - не пером, так топором -
вот и стены, вот и ставни, вот и дом.
Стой-постой, да слушай стужу из окон,
да поленья знай подбрасывай в огонь;
ну а окна запотеют от тепла -
слава Богу! Лишь бы крыша не текла!
'Вечерний клуб', 20 июня 1995 г.
|