ПРОСТО Я СЕГОДНЯ ОДНА
- Неужели ты в самом деле считаешь, что человек произошел от
обезьяны?!
Она глядит на меня с непритворным ужасом.
Повстречав на своем пути отца Александра Меня, Тамара
Александровна вдруг стала страстной христианкой. Прежде, бывало,
блюдечко крутила, и на ее зов как миленькие откликались покойные
классики - изъяснялись загадками. Теперь осудила себя такую, познав
истинную истину. И хорошо. В ее исполнении приобщение к свечкам и
иконам выглядит даже симпатично - она ведь не делала карьеры из
прежней идеологии. Она вообще на редкость непосредственный и
симпатичный человек. Это я про поэта Тамару Жирмунскую.
Мы с Тамарой ходим парой. Когда-то ходили в соседние школы, а
существуй в то время совместное обучение, ходили бы в одну. И в стихах
наших аукаются соседние кварталы, и одни и те же московские барды
переводили эти стихи на музыку.
Не засекай, район любви,
Меня на каждом перекрестке,
В пролеты лестниц не зови,
Не пачкай в краске и известке,
Не отводи оконных глаз
И не топи в тени скамеек.
Ты это делал тыщи раз -
Ты не откроешь мне америк!
Это из песни Сергея Никитина. Такие прелестные, такие девичьи
писала стихи! И вот вам, пожалуйста, дожили - уже естественным путем и
произойти нельзя. Стать человеческой особью из безрукой-безногой
реберной кости, оказывается, можно, а из обезьяны - и не думай. Где
логика? Где, наконец, плюрализм?
Если тамарины эмоциональные восклицания по поводу наших с ней
обезьяноподобных предков случались в присутствии отца Александра
Меня, он примирительно улыбался. В этой улыбке читалось, с одной
стороны, удовлетворение усердием его духовной дочери, а с другой,-
утешение мне, инакочувствующему. У меня даже осталось впечатление, что
в посылаемой мне улыбке сквозило нечто большее, чем просто утешение.
Ведь по образованию Александр Владимирович был, как и я, биолог.
Фазиль Искандер, разделявший общую трапезу на тамариных днях
рождения, вспоминает о разговоре на близкую, если разобраться, тему.
Речь шла о юморе, и (цитирую Искандера) отец Александр утверждал, что
"из всех живых существ юмор чувствует только человек", поскольку
способность видеть себя смешным есть "отчасти божественный взгляд на
себя". "А как же собака? - удивился Искандер. - По-моему, она понимает
юмор. Иногда даже улыбается." "Ну, собака, - ответил отец Александр,
ничуть не смутившись, - собака почти человек."
- Отец Александр, освятите угощение! - взывает между тем хозяйка,
внося горделивый пирог.
- Может быть, не будем оскорблять чувства неверующих? - отвечает
Александр Владимирович с той же едва уловимой улыбкой, но сам уже
обходит вокруг стола и чем-то таким помахивает очень даже всерьез.
Милый был человек, дружелюбный, терпимый. "Уверен, что его
великая верность Богу, - писал Искандер, - оборачивалась в обычной
жизни необычайной доброжелательностью к каждому человеку." И правда: к
каждому. Это такая редкость. Мы привыкли к тому, что декларация
собственных убеждений чуть ли не автоматически оборачивается
непримиримостью к тем, кто их не разделяет. Но ведь на самом-то деле
идеология агрессивна и язвительна, когда она не уверена в собственной
силе. А силе сопутствует шутка. И желание умягчить ожесточнных - тоже
черта тех, чьи убеждения сильны.
Подумать - так это в самом деле вздор и безумие, когда христиане
разного толка агрессивны друг к другу, когда верящий в чудо шипит на
того, кто верит в естественную причинность. "Я тогда еще не знал, -
написал Искандер после мучнической кончины священника, - что именно
эта беспримерная широта взглядов отца Александра, его страстное
желание примирить и включить всех в работу на ниве духовного
возрождения России, вызывала в некоторых людях яростную ненависть к
нему."
Многого мы не знали тогда, на скромном пире дружелюбия. Наверно,
можно было безо всякого смущения поговорить с Александром
Владимировичем о бардах и о бардовской песне, но я об этом даже не
подозревал. Не знал, что знаменитые строчки Александра Галича: "Когда
я вернусь, я пойду в тот единственный дом, где с куполом синим не
властно соперничать небо..." - это про его, Меня, храм в Новой
Деревне, "памятник деревянного зодчества" о двух синих куполах; в нем
отец Александр и крестил опального барда. Не знал, что книги свои
Александр Владимирович писал под музыку, что он обладал прекрасным
голосом и слухом, что любил петь и играл на гитаре. И что одну из
известнейшых студенческих песенок моей молодости сочинил студент
Пушно-мехового института Алик Мень.
Помнишь первобытную культуру:
У огня сидели мы с тобой,
Ты мою изодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.
Я сидел нечесанный, небритый,
Нечленораздельно бормотал.
В этот день топор из неолита
Я на хобот мамонта сменял...
В свое время "Неолитическая" (в основе которой лежит
чувствительное утесовское танго) была популярна и у нас в МГУ. О
неожиданном авторстве текста я узнал совсем недавно из публикации в
парижской газете "Русская мысль"(1995, No 4074).
Знал бы раньше, уж точно предложил бы всем вместе попеть
за тамариным столом тамарины стихи. Уверен, Александра
Владимировича не пришлось бы уговаривать. Ведь в давнем вальсе
Виктора Берковского можно, если вдруг не знаешь слов, так душевно
поучаствовать в коллективном "та-та-та, та-та-та, та-та-та..."
после каждого куплета.
Веет осенью. Тишина.
Я иду под чьими-то окнами,
Не усталая, не одинокая,-
Просто я сегодня одна.
Фонари надо мною зажглись,
Клены желтые звезды сбросили.
Я беру на память об осени
Горьковатый, в морщинах, лист.
Кто-то шепчется там, впотьмах.
Бродят парочки вереницами.
Это счастье, быть может, снится мне
Только в самых секретных снах.
Я гляжу сквозь кленовое кружево,
Прижимая листья к груди,
Невлюбленная, незамужняя -
Это все еще впереди!
'Вечерний клуб', 23 января 1996 г.
|
|