Я НАРОЖАЛА БЫ ДЕТЕЙ
Вероникой Долиной можно восхищаться по многим причинам.
Назову одну, которая во мне вызывает особую зависть. Вероника
внятно, вслух и без всяких выкрутасов умеет сказать: поешь ты,
братец, еще куда ни шло, но стихи - дрянь. И никакая
музыкальность, никакой артистизм злополучного барда, ни его
замечательная гражданская позиция, ни, тем более, наличие
многочисленных поклонников, - ничто не поможет. Дрянь, и точка.
Я так не могу. Я буду долго мычать, тянуть резину и уходить в
побочные темы. Потом найду у обсуждаемого автора небольшую такую
победочку, - занятную рифму, к примеру. Потом, уже дома, буду
казнить себя за бесхребетность, но вместе с тем и уговаривать: а
не все ли равно? Все равно никогда никому не растолкуешь, чем
плохие стихи отличаются от хороших.
КСПшная публика к плохим стихам толерантна. Барды второй
свежести без особых усилий завоевывают ее расположение, но
явление отважного таланта поначалу встречается в штыки. Так
было и с Вероникой Долиной. Ее дебют на бардовской площадке
вызвал взрывную аллергическую реакцию. У наших чистюль просто
челюсть отвисла при первых звуках ангельского пения.
Когда б мы жили без затей,
Я нарожала бы детей
От всех, кого любила -
Всех видов и мастей.
И, гладя головы птенцов,
Я вспоминала б их отцов,
Одних - отцов семейства,
Других - совсем юнцов.
А какой крик стоял в машине, в которой возвращались с того
давнего концерта! Приходилось в четыре руки гладить одного не на
шутку разбушевавшегося родоначальника. Пошлость, кричал он,
пошлятина, подрыв благородных основ нашего жанра! Да нет,
отвечали, никакой не подрыв, а всего навсего явление
оригинального таланта: такое в природе порой случается.
При всей сегодняшней знаменитости Вероники Долиной, при всем
ее успехе у нас и за рубежом, при всем обилии звучащих и печатных
изданий, она, на мой взгляд, остается недооцененным поэтом. Вряд
ли кто из солидных литераторов способен выкинуть из головы
преданность этого автора гитаре и рассмотреть тексты как таковые.
А зря. Сделаем это сами, мысленно отбросим музыку - и поразимся:
стихи только похорошели. Кто еще из тотальных бардов перенесет
такую экзекуцию? Разве что Галич, так у него, по-честному,
никогда и не было музыки, и о сценическом образе он забот не
проявлял, так что отбрасывать-то нечего.
Как человек дела, Вероника Аркадиевна подобна
бронетранспортеру, что никак не вяжется с ее хрупко-женственным
творческим имиджем. Но по большому счету все свои декларации она
оплачивает полной мерой. Даже озорное "я нарожала бы детей"
выполняется безукоризненно и четко. Их, детей, у нее уже четверо,
и еще не вечер.
Не боюсь ни беды, ни покоя,
Ни тоскливого зимнего дня.
Но меня посетило такое,
Что всерьез испугало меня.
Я проснулась от этого крика,
Но покойно дышала семья.
"Вероника, - кричат, - Вероника!
Я последняя песня твоя".
"Что ж ты хочешь? - я тихо сказала. -
Видишь, муж мой уснул и дитя.
Я сама на работе устала.
Кто ты есть? Гороври не шутя.
Но - ни блика, ни светлого лика,
И вокруг - темноты полынья.
"Вероника, - зовут, - Вероника!
Я последняя песня твоя".
Что ж ты кружишь ночною совою?
Разве ты надо мною судья?
Я осталась самою собою,
Слышишь, глупая песня моя!
Я немного сутулюсь от груза,
Но о жизни иной не скорблю.
О, моя одичавшая муза!
Я любила тебя и люблю.
Но ничто не возникло из мрака.
И за светом пошла я окну.
А во тьме заворчала собака -
Я мешала собачьему сну.
И в меня совершенство проникло,
И погладило тихо плечо -
"Вероника, - шепча, - Вероника!
Я побуду с тобою еще..."
'Вечерний клуб', 18 июля 1995 г.
|
|