на главную


АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ И ВЛАСТЬ

Текст выступления на конференции 'Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?'
(ноябрь 2013)


Сегодня отношения между авторской песней (АП) и властью характеризуются неоднозначностью, ставя каждого из нас в ситуацию выбора. Вчера, при советской власти, всё выглядело проще. Для власти было неприемлемо, что наши песни рождались и пелись безнадзорно. Для нас был оскорбителен контроль надзорных органов. Соответственно, песенные клубы воспринимались властью как оппозиция, хотя исходно вряд ли были таковой. И ведущие авторы, и рядовые КСПшники оставались, как правило, лояльны существующему строю или хотя бы держались подальше от политики. Всё, однако, осложнила холодная война. Западные каналы, вещавшие на Советский Союз, взяли на вооружение протестное творчество нескольких популярных бардов и эффективно использовали его в своей антисоветской пропаганде. Такая избирательность вражеских 'голосов' ставила АП-сообщество в двусмысленное положение, делая всех нас как бы соучастниками сил, целью которых было расчленение и разрушение нашей страны. Холодная война давно закончилась, ситуация выбора начинается для каждого из нас с оценки её итогов. Сужу по своим ближайшим друзьям. Среди них есть такие, для кого низвержение Советского Союза стало радостным событием: 'империя зла' подохла, и слава богу. Мне ближе те, кто испытывает боль и сожаление. Кроме того я, как многие, не думаю, что неудача советского эксперимента навсегда похоронила идею социальной справедливости. Для государств, ищущих свой путь развития, остаётся привлекательным огромный позитивный опыт, накопленный Советским Союзом. Наряду с иными очевидными достижениями СССР, это и опыт создания уникальных культурных феноменов, к числу которых, несомненно, относится АП.

Так или иначе, в оценке холодной войны мы, АП-сообщество, расходимся, и эти расхождения проецируются на наше сегодня.

Чтобы отчётливо понять, с какими угрозами российская АП сталкивается сегодня, полезно проштудировать весьма влиятельную книгу 'Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы' (1997, русский перевод 1998). Автором книги является демиург американской внешней политики Збигнев Бжезинский. (Я давно и пристрастно отслеживаю творчество этого, отчасти художественного, персонажа - см. http://www.antho.net/jr/14-15.2003/13.php). Основное внимание руководства по глобальной гегемонии уделено Бжезинским пространству Евразии, которое, согласно демиургу, стало после окончания холодной войны наиболее важным геостратегическим направлением. 'Жизненно важно, - подчёркивает Бжезинский, - чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке'.

Руководящие указания не обошли интересующего нас предмета - песен. Бжезинский пишет: 'Культурное превосходство является недооценённым аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире'. В частности, надлежит 'формировать очертания' такого мира, в котором 'американская популярная музыка также занимает господствующее положение'.

Сегодня уже очевидно, что эти указания выполняются американскими властями при неафишируемом содействии власти российской. Каждый новый день приносит нам горькие вести с культурного фронта. Вот свидетельство первого попавшегося под руку материала СМИ. Некий журналист делится впечатлениями об очередном песенном конкурсе на Первом канале:

'По моим прикидкам, - пишет автор, - примерно три четверти исполняемых соискателями титула "Лучший голос России" песен звучит на английском языке... Я попытался разобраться, почему в первом туре, при "слепом прослушивании", когда выбор песен молодыми певцами... зависит только от них самих, так много американских произведений. И вот что мне ответили друзья, профессиональные концертирующие музыканты: "Причина в том, что современная молодёжь просто варится в среде американской поп-рок-джазовой музыки, слушает её в наушниках в транспорте и везде, где только можно"... Это, - заключает автор материала, - свидетельство успехов западного культурного колониализма, как и то, что в кинопрокате доминирует американское кино... Речь уже на полном серьёзе идёт, выражаясь языком Александра Зиновьева, об угрозе "потери русским народом роли субъекта исторического процесса" через деформацию языка и культуры'.

Хочу подчеркнуть: в цитированном тексте говорится о песнях, звучавших на государственном телеканале, где отечественная АП - чуждый, нежеланный гость, как это было при советской власти.

Таким образом, АП оказывается сегодня равно неугодной обеим властям - российской, представленной государственными каналами, и американской. Что делать нам, которые, по выражению Бжезинского, смеют что-то думать о своих эстетических ценностях? По моему разумению, нам остаётся надеяться на неоднородность российской власти и искать опору в той её части, которая противостоит заморскому геостратегическому проекту. Здесь с неизбежностью возникает фигура В. В. Путина. Знаю, что у иных друзей по песне это имя вызывает мгновенную аверсивную реакцию. Да, вирус квазиинтеллигентского конформизма не обошёл стороной АП-сообщество, но я более адресуюсь к тем, кто не утратил способности к самостоятельным суждениям. Да, действительно, только ленивый не предъявляет Путину претензий - ну и что с того?

'Против меня все, - поражался в позапрошлом столетии Франц Лист. - Немцы испытывают отвращение к моей музыке как к французской, французы - как к немецкой, для австрийцев создаваемая мною музыка цыганская, для венгров - иностранная. А евреи ненавидят меня и мою музыку безо всякой причины...'. Письмо великого композитора потому, наверно, и знаменито, что каждая эпоха обнаруживает в нём актуальные параллели. Радетели социальной справедливости (и я в их числе) находят, что Путин слишком повязан мародёрской приватизацией, для олигархата либерализм Путина чрезмерно социален, для поборников халифата Путин скрытый еврей, для еврейского истеблишмента - русский националист. А фривольными песенками про Путина кто только не отметился? - и Кортнев, и Макаревич, и даже горячо любимый Ким. Замечу, однако, что, в отличие от 'Песенки про Путина', песня про меня ('Индонезия') получилась у Кима высокоталантливой, и это потому, что в ней присутствует правда жизни, а в песенках про Путина она отсутствует - и они все как на подбор маловысокоталантливы. Ещё рекомендую произведение Нателлы Савельевны Болтянской 'Фараон, отпусти мой народ': вот истинный шедевр.

Итак, фараон Путин. Не случайно, едва антисоветский проект периода холодной войны преобразовался в нынешний, антироссийский, значимой частью пропаганды стала демонизация Путина. Причину демонизации сами американские аналитики объясняют тем, что именно Путин ощутимо противодействует нанесению России очередного поражения, чреватого новым распилом страны (http://www.kp.ru/daily/25864/283090). А о новом распиле уже вслух поговаривают особо заинтересованные игроки.

АП слаба, но энергия сопротивления представлена в российской власти сильным Президентом, и Валдайская речь Путина (это сентябрь нынешнего года - http://kremlin.ru/news/19243) позволяет, на мой взгляд, выстроить достойные отношения между АП и властью. 'Сегодня Россия, - сказал в этой речи Президент, - испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности... Нам всем: и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам - всему обществу... нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения... При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова'.

В этих словах Президента читается призыв к сотрудничеству. Я заканчиваю. Что такое патриотизм в самом чистом, как сказал Президент, значении этого слова? На мой взгляд, таков патриотизм 'Норд-Оста'. Замечательное творение двух замечательных бардов даёт правдивую картину огромного отрезка советской истории и одним этим противостоит потоку чёрной лжи, которую по понятным причинам изливает на советское прошлое сегодняшняя антироссийская пропаганда. Такой патриотизм способен стать основой сотрудничества АП и власти. Напомню, что в США, Израиле, в некоторых других странах патриотическое воспитание является повседневной заботой государства, и это работает, поскольку находит встречный отклик со стороны гражданского общества. 'Норд-Ост' - встречный отклик АП-сообщества на призыв патриотического сегмента власти. Сможет ли наша АП предъявить другие аргументы? Время покажет.


Международная интерактивная конференция проходила 19-21 ноября 2013 года в Государственном институте искусствознания (Москва). Из-за болезни автора текст этого выступления был зачитан Александром Мирзаяном 19 ноября.

Аудиозаписи и другие материалы конференции см. на портале авторской песни bards.ru