на главную
Ляля Розанова и Митя Сахаров


ЖИЛА-БЫЛА ЛЯЛЬКА

Послесловие к книге Л. Розановой
'Три дня отпуска'
(М., Молодая гвардия, 1973)


Книжка, которую вы сейчас раскрыли, не планировалась да и не могла планироваться её автором*. В неё вошли не только рассказы и очерки, но и стихи, и песни, не предназначенные для печати: песни сочинялись для друзей, а стихи - для себя. Собранные вместе, они рисуют не только непосредственный предмет изображения, но и портрет автора, Лилианы Розановой - удивительного человека, которого уже нет с нами. Но как же неполон этот портрет!

Если есть люди, имеющие право называться героями нашего времени, то Лялька, я думаю, была из их числа. Вы уж позвольте мне называть Лилиану Сергеевну Лялькой, как это в течение всей её жизни делали все люди, попавшие в её орбиту. Что это значило - попасть в её орбиту, я расскажу немного позже, хотя, может быть, стоило бы рассказать именно сейчас, потому что без этого не понять, чем же замечательна была наша Лялька.

Судите сами: была она вполне обыкновенным существом небольшого такого росточка, никакие исключительные события с ней не случались, героических поступков не совершала, в космос не летала и упавшего ребёнка из ледяной пучины не вытаскивала. Как все девчонки, влюблялась и, влюбившись, втихомолку писала страдательные стихи. Ну, стала научным работником, но ведь не сделала никаких знаменитых открытий, была рядовым кандидатом наук, каких тысячи. Пробовала свои силы в литературе, но успела выпустить только небольшую книжечку рассказов. И должности никакой важной не занимала, и не состояла в высоких выборных органах. Вроде бы даже непонятно, почему тихая Лялькина смерть всколыхнула стольких людей, почему обычно сдержанная в печали 'Комсомольская правда' откликнулась на это событие горестной колонкой, и не она одна.

____________

Объяснить это - задача не из лёгких, потому что приходится говорить об особенностях личности, характера и таланта, а это намного труднее, чем рассказать о конкретных делах.

Так вот, особенное свойство таланта, которым была наделена Ляля Розанова, как мне кажется, выражалось в том, что вокруг неё возникало некое поле, попав в которое любой человек становился талантливым.

Я вовсе не хочу сказать, что Лялька была светилом и вокруг неё благодарно крутились освещаемые и обогреваемые планеты. Этого как раз не было! Настолько интересным становился каждый, что сама Лялька как-то даже тушевалась в тени, отбрасываемой стремительно растущими вокруг неё фигурами. И тем была счастлива. Впрочем, надо признать, что упомянутое поле обладало сильнейшими свойствами тяготения, оно затягивало новых и новых людей, и маленькая Лялька всегда оставалась его организующим центром.

Согласитесь, что такая способность индуцировать таланты представляла собой довольно необычное, может быть, даже таинственное явление общественной жизни. Но в реальной действительности, и я это прекрасно помню, ничего таинственного не было, всё получалось само собой. Не в простодушии ли Лялькином разгадка? Она в самом деле верила, что каждый из нас (и сама она тоже) может достичь чего угодно и на самом прекрасном уровне - быть танцором и учёным, агитатором и главарём, мореплавателем и плотником. И мы, смешно сказать, загорались этой верой, и она возносила нас.

Ляля Розанова Может быть, всё это осталось бы личным фактом биографии и воспоминаний бывших биофаковцев Московского университета, но Лялькина заразительная активность порой принимала глобальный характер. Сейчас уже трудно себе представить, что дальние походы студенческих агитбригад кто-то когда-то изобрёл и что было время, когда таких походов не существовало. Не берусь утверждать, что идея агитбригад возникла именно в Лялькиной голове, но совершенно точно, что она родилась в возбуждённой Лялиной среде, в этом самом таинственном поле. Агитэнергия разрывала факультетский комсомол, Москвы и окрестностей было нам мало. Бросок концертно-лекционной бригады на целинные земли, которые в те годы только начинали осваиваться, оставил неизгладимый след. Для факультета походы стали традицией, а право попасть в агитбригаду стало трудно завоёвываемой честью. Большой очерк 'Ленинские горы - Алтай', напечатанный Лялькой вместе с другим участником первого похода, Гариком Дубровским, в 'Новом мире', нёс в себе такой зажигательный заряд, что студенческие агитбригады стали появляться повсюду.

Не буду, впадая в назидательный тон, доказывать, что теперь, мол, молодёжь не та, а вот в наши, дескать, молодые годы был комсомол! И в наши молодые годы было всякое. То вовсе пустая полоса - планы да отчёты, собрания да взносы, то вдруг такие прекрасные годы, что до старости будешь вспоминать. И больше всего это, пожалуй, зависело от нас самих, от того, удавалось ли нам создать обстановку, в которой каждый чувствует, что он, оказывается, интересный человек и всем, оказывается, смертельно нужен. Ляля удивительно умела создавать такую обстановку.

Таинственный или нетаинственный, этот талант делал Ляльку незаменимым комсомольским секретарём. Когда она возглавляла комсомольскую организацию на нашем биофаке, жить было весело. До этого Лялька была секретарём на своём курсе. Ей было нелегко с её неуемным стилем: с одной стороны жали любители формализма и тихой показухи (газетка к празднику вывешена, все галочки отмечены, можно жить спокойно), с другой - периодически восставали свои же ребята, браня Ляльку за то, что буйная комсомольская жизнь отвлекает курс от глубоких занятий наукой. 'Агитируем-концертируем, а кто из нас получится?' - в сердцах кричали путчисты. Но вот прошло два десятилетия, и я вижу, что Лялькин курс биофака дал науке больше крупных и серьёзных исследователей, чем любой из окружающих. Случайно ли это?

Лялькино ощущение мира я назвал бы пионерским. И не только потому, что в неизбежно взрослую жизнь Лялька всегда старалась затащить микробы нашей милой пионерии - с её кострами, красными галстуками и верой в торжество справедливости. Главное другое: трезвого реализма в Ляле не было ни на грош. Иногда казалось, что дурные стороны действительности для неё как бы не существуют, она предпочитала игнорировать их существование и тем самым, если разобраться, утверждала своё право ориентироваться по солнцу. Не по мху, наросшему на пнях, как рекомендуют иные знатоки, а по солнцу или, в крайнем случае, по звёздам.

Старый Лялин друг, которому я показал черновик этого предисловия, заметил: 'Она тут у тебя на всех любуется, и все на неё любуются, и ужас как мило. А Лялька была железным человеком. Когда в чём-то была уверена, железно стояла на своём. Только она это делала в открытую, на полном откровении, не давила. На неё, бывало, злишься, но никогда не обижаешься'.

И это, пожалуй, тоже правда.

Прекрасно помню тот день, когда впервые встретил Ляльку. Был студенческий кружок на кафедре физиологии человека и животных, и на кружок, робко держась друг за дружку, пришли две подружки, две юные первокурсницы - Ляля и Сима, а мы с моим другом Валерием, умудрённые второкурсники, приметили девчат и завели завлекательный разговор, агитируя за наш кружок и вообще за эту специальность, которую мы для себя выбрали. И правда, все четверо стали физиологами. Я долго думал, что Ляльку совратила наша агитация, но недавно открыл, что это не так: её заворожили увиденные однажды биения обнажённого сердца. В своём последнем очерке, напечатанном уже после её смерти, Ляля посвятила целую страницу музыке сердечных биений. Там она и призналась, что профессию свою выбрала не случайно и не по зрелому расчёту, а по велению души, подобному любви с первого взгляда. Любовь!.. 'От него трудно было отвести взгляд - как трудно оторваться от языков пламени или переплетающихся струй в ручье'. Это сказано про лягушачье сердечко, 'розовато-жёлтое, величиной с ноготь, натянутое на тоненькую стеклянную трубочку - канюлю'.

Помню Лялю аспиранткой - уже не на Моховой, а в новом здании университета, на Ленинских горах. Наперекор очевидному недовольству руководителя, наперекор нашим уговорам она сама себе придумала тяжёлую, кровавую, какую-то неуниверситетскую диссертационную тему. На кафедре были свои традиции, там делали чистую науку и сознавали важность этой работы, не имевшей сиюминутной практической пользы. Я по-прежнему думаю, что Лялька была не права, настаивая на чуть ли не медицинской теме, но в этой настойчивости ещё раз проявились особенности её характера, её личности, её веры в свою способность немедленно и прямо принести пользу страдающему от болезней человечеству.

Мы все, тогдашние аспиранты кафедры, работали честно, до поздней ночи, а то и ночами, но у нас в отличие от Ляльки были чистые до изящества модельные объекты экспериментальной физиологии: у одного - рецепторные нейроны пчелы, посылавшие на экран осциллографа красивые разряды потенциалов, у другого - 'биологические часы', заключённые в примитивном организме ракушки-беззубки, у третьего - рефлексы только что вылупившихся из икры личинок тритона. А перед Лялькой на операционном столе лежала кошка со вскрытой грудной клеткой, и кошка то и дело норовила сдохнуть, не дав провести нужный Ляльке эксперимент на своём бедном, обречённом кошачьем сердце.

Но она всё сделала и защитила хорошую диссертацию - маленькая девушка с нездоровым ещё с детства сердечком, которая одновременно с аспирантурой умудрялась тащить на себе всю эту буйную факультетскую комсомолию и петь, и плясать, и сочинять какие-то 'капустники', и ставить какие-то спектакли, проводить научные студенческие конференции и плакать втихомолку от неразделённой любви, и снова влюбляться.

Лялина мама рассказывает, что однажды застала дочь во дворе за строжайше запрещённым ей занятием: Лялька вместе с другими девчонками скакала через веревочку. Было Ляльке в то время семь лет. 'Лялька! - крикнула мать. - Не скачи, доктор запретил тебе скакать'. Девочка подошла, посмотрела на мать и тихо спросила: 'А зачем же мне тогда жить, мама?'

Так она и жила, так и скакала всю жизнь, взваливая на себя непосильные нагрузки. И в дальних походах таскала свой большой рюкзак наравне со всеми.

А ведь она была ещё и очень хорошей матерью мальчика Мити.

____________

Как достойно, как гордо Лялька умирала! Уже ясно было, что это её последний день рождения, и Ляльку отпустили ненадолго из больницы. Народищу набралось тьма-тьмущая, потому что с каждым годом друзей у неё становилось всё больше. Пришли, как всегда в этот день, верные друзья по первым спектаклям - те, с кем вместе в незабвенном своём детстве Лялька играла на сцене районного Дома пионеров. Однокурсники, орава агитпоходчиков, верных хранителей Лялькиных песен. И коллеги-физиологи из кардиологической лаборатории, в которой Лялька работала после университетской аспирантуры. И коллеги-литераторы, славная журнальная братия: ведь Лялька стала профессиональным литератором, сотрудником журнала 'Знание - сила'. И даже врачи из Лялькиной больницы пришли, ведь и они уже были верные друзья. Пели, хохотали, вспоминали то и сё.

Лялька вырядилась в легкомысленное новое платье, и причёсочку сделала - высший класс, и весь вечер веселила компанию рассказами о своих врачах, на которых нагляделась в больнице. И про то, как она уже пыталась отправиться на тот свет, а они её откачивали, и какие у них при этом были лица. Это были довольно уморительные истории, и врачи тоже хохотали, сидя рядом с Лялькой и послеживая за ней.

____________

Через несколько дней она позвонила мне из больницы и сказала: 'Ну, прощай'. Вот и всё.

Так нет же! В последний день своей жизни неуёмная Лялька велела матери, чтобы та принесла ей в больницу: 1) папку с тесёмками; 2) полную коробку скрепок; 3) настольную лампу, - и чтобы велела Мишке Островскому побыстрее заканчивать очерк о физиологии зрения, потому что ей непременно хочется его отредактировать.


Опубликовано на сайте Владимира Леви

О Ляле Розановой читайте также в статье 'Последний день Юрия Визбора'

________________________


линейка агитбригады

агитбригада на Алтае

Москва-Иркутск

письмо от Ляли Розановой

[...] народ крепче, грубее, солёнее, так что держись. Потом - трёп, уткнувшись друг дружке в плечи и подмышки, чтоб не обледенеть. Ездим так: впереди маленький, похоронный такой автобусик, за ним, тоже как на похоронах, грузовик. На грузовике - раскладушки и матрасы (!), прочее барахло, в автобусе - мы. Скорости здесь - кошмарные, сугубо аварийно-сибирские. Меньше 60 километров мы не ездим ни при каких условиях, шоферы пьют, как извозчики, и почему нас еще не перевернуло - удивляюсь. В общем, как говорит Левка, можете бросить в меня камень, если этого не случится.

Жизнь - в бегах. Здесь все - или стоит, накрепко, веками (таких деревнь, как здесь, я не видела нигде), или же несется с невероятной скоростью - поезда, самосвалы, время. Думать не хочется ни о чем. Доминанта литературная еще дальше, чем физиологическая, или любая другая рабочая - сама удивляюсь. То ли устала, то ли уж больно хороша жизнь - не лежит душа ни к чему.

Ну, вот. Сейчас пришли мальчишки с так называемой охоты. Принесли букет цветов и желну. Я с желновой макушки выщипала пёрьев тебе на радость, за что мне тут же и влетело, потому что это оказывается была уже шкурка, из которой что-то собираются сделать.

Народ в бригаде прелестный, но трудно. Каждый - личность, у каждого - характер и настроение. Все что вместе через кризисы и взлеты создает смешной и оригинальный коллектив.

Ну, вот. Дали полчаса на спанье, а там - грузи шмотки, едем куда-то незнамо куда - во главу бригады местными властями поставлен маленький картавый политрук по имени Феликс Беркут с явно тюремным прошлым. Говорит, правда, что прошлое у него народное, а на руке - надпись: "Нет в жизни счастья". Он нас и возит по местам таёжным.

Ну, ладно. Вот притащились все и началось такое ржанье, что писать уже невозможно. Лучше тихо поспать, чтобы использовать грядущую ночь на все 150%. А ночи здесь! Звёзды до горизонта и Марс горит во всё небо. Ну, меня уже затравили за длинное письмо. Жму руку. Привет от всех - Ляля

[написано простым карандашом; на последней страничке сбоку приписка чернилами:]

Привет всем хорошим людям



мужской ансамбль

агитбригада



комсомольский заказ

авторы_Комариков

Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним - Саша Роздуб
(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский)