Я НА ЗАВТРАК СГОТОВЛЮ ОЛАДУШКИ
Елена Казанцева. Для кого интерес к бардам замкнулся на
кумирах далёкой юности, тому вряд ли что-нибудь скажет это новое
имя. Зато вмиг навострит уши тот, кто жил авторской песней
последние несколько лет. Явление Лены народу произошло осенью
88-го, на Таллинском фестивале - предпоследнем из серии
всесоюзных. Там, едва запев, внешне неуверенная минчанка уверенно
вошла в число лауреатов. С той встречи авторитет этого имени
неизменно растёт в среде знатоков и любителей.
Был случай минувшей зимой. Небольшое, но мощное
бардформирование (термин Юлия Кима) катило мимо апельсиновых (то ли
мандариновых) садов в библейский город Назарет (то ли в Хайфу). Дело
происходило, как понимаете, на 'исторической родине', куда мы
приехали с родины ещё более исторической (то ли доисторической)
выступать перед и впрямь изголодавшимися земляками. Только что
раздали местные русские газеты, и мы ревниво выискивали отклики
на свои концерты. 'Лена, - произнёс на весь автобус Егоров (то ли
Берковский), - берегитесь Вероники Долиной, она вам этого не
простит: здесь написано, что вы сейчас - лидер женской авторской
песни'. 'Угрозы нет, - важно возразил Мирзаян (то ли
Городницкий). - Вероника считает себя лидером мужской песни...'
Встречали Лену настороженно - имя-то новое. Провожали
расчувствованно, не отпускали со сцены. И не нам было судить, что
уж они там чувствуют, земляки, слушая, к примеру, такое:
Неужели уеду в Америку -
Неужели себя обману?
Неужели родную истерику
увезу в неродную страну?
Понимаю, что надо в Америку,
понимаю, что здесь не житьё, -
но к проклятому этому берегу
присобачено сердце моё.
Я сижу на цепи и не гавкаю,
я привыкла терпеть - и терплю.
И питаюсь не мясом, а травкою, -
просто родину очень люблю.
Музыкальная стратегия Казанцевой естественна, как у
Окуджавы: где надо, мотивчик неприметен, даже банален, но где надо -
песня распустится сильной и прилипчивой мелодией.
Музыка музыкой, но прежде всего это песни поэта. Как литератору
Елене Казанцевой чужды витийство и комплекс избранничества, столь
губительные для таланта. К тому же она не манипулирует названиями
чувств, как это делают неопытные стихотворцы. Просто сами чувства,
подчас и не имеющие названий, живут, своевольничают, робеют в её
кажущихся простенькими стихах.
Боже мой - распускаются веники!
Что-то нынче весна преждевременна...
Я сварила на ужин вареники
и призналась тебе, что беременна.
Ничего не ответил мой суженый,
подавился улыбкою робкою
и ушёл, отказавшись от ужина,
и оставил конфеты с коробкою.
А на что мне они, шоколадные?
Мне бы кислой капусты, как водится.
Ой любовь моя - песня нескладная:
там где сшито, по шву и расходится.
Остывают вареники синие -
я их выброшу к чёртовой бабушке.
Я красивая, гордая, сильная,
Я на завтрак сготовлю оладушки.
'Вечерний клуб', 23 мая 1995
|