на главную

ТАШКЕНТ ПОМНИТ АХМАТОВУ


СОДЕРЖАНИЕ


                          Письмо Д. Сухарева в комиссию Союза писателей СССР

                          Письмо Д. Сухарева инициативной группе в Ташкент

                          Сборник 'День поэзии. 1989' был посвящён
                     100-летию Анны Ахматовой


                          'Мангалочий дворик' Альбины Маркевич

                        ________________________




 

         Письмо Д. Сухарева в комиссию Союза писателей СССР


  Письмо Д. Сухарева в комиссию Союза писателей СССР



Председателю ахматовской юбилейной комиссии М.А.Дудину,
зам. председателя Л.А.Озерову                          
                                                          27.11.1988

Дорогой Михаил Александрович!

Дорогой Лев Адольфович!

Несколько дней назад я вернулся из Ташкента, с которым связан происхождением и литературными делами. В близких мне кругах ташкентской интеллигенции хорошо понимают, какое место занимает Ташкент в творчестве и биографии А.А. Ахматовой. Обращаюсь к Вам по поручению возникшей в городе инициативной группы, планирующей связать предстоящий юбилей А.А. с праздником поэзии и надеющейся на то, что эта инициатива найдет понимание и поддержку у юбилейной комиссии Союза писателей СССР. Прежде всего хочу заверить Вас в том, что группа состоит из компетентных, энергичных людей, на которых можно положиться. Она базируется при Доме моло-дежи ЦК ЛКСМ Узбекистана и имеет не только большой опыт организации поэтических вечеров, но и свою, хорошо подготовленную к таким вечерам ауди-торию. Это не та случайная публика, с которой нам приходится подчас встречаться по линии Бюро пропаганды, а настоящие читатели и любители поэзии, подго-товленные клубами авторской песни, которые вели в Ташкенте свою просветитель-скую работу и в годы застоя. Могу сослаться в качестве примера на проведение ташкентцами первого в стране большого вечера памяти Бориса Слуцкого, в кото-ром мне довелось участвовать, а также на организацию моих авторских вечеров, давших мне возможность встретиться с чуткими и знающими слушателями поэзии.

Инициативная группа считает, что собственно юбилейные дни, т.е. 20-ые чис-ла мая, неудобны для Ташкента из-за жары. Поэтому свои мероприятия она пла-нирует на первую половину мая, в чем есть мемориальный смысл: это последние дни пребывания А.А. в Ташкенте. Праздник поэзии будет, по замыслу организа-торов, включать, во-первых, большой ахматовский вечер с участием гостей и, во-вторых, индивидуальные авторские вечера самих гостей.

Организаторы будут рады видеть Вас в числе гостей и участников праздника. Мне поручено пригласить на него поэтов Б.Ахмадулину, А.Межирова, Е.Рейна /с ним я уже переговорил, он хочет приехать/, Д.Самойлова /он тоже приедет, если позволит здоровье/. Кроме поэтов - членов СП, я обратился с тем же во-просом к находящемуся в эмиграции Н. Коржавину с тем, чтобы предпринять соответствующие усилия в случае, если Коржавин захочет и сможет приехать в мае в Ташкент. Предполагается участие одного из видных чтецов - исполнителей произведений А.А. Наконец, участниками праздника могут стать барды - победи-тели объявляемого ташкентцами по стране конкурса на лучшую песню на стихи Ахматовой.

Всё это естественно совпадает с задачами и целями возглавляемой Вами юби-лейной комиссии. Мне кажется, что имело бы смысл включить ташкентские иници-ативы в план союзных юбилейных мероприятий. Возможно, что это в какой-то степени поможет ташкентцам в реализации их планов. В частности, финансовое бремя организаторов облегчилось бы, если бы поэты - члены СП могли приехать в Ташкент за счет СП. Со своей стороны комиссия может приобрести в мае в Таш-кенте полезный опыт, который пригодится при проведении июньских юбилейных мероприятий в городах России. Мы обращаемся также к комиссии со следующими просьбами:

I. Организовать официальное обращение СП СССР к ташкентским властям с просьбой присвоить имя Анны Ахматовой одной из улиц или площадей Ташкента.

2. Помочь по официальным каналам, чтобы было разрешено открыть в респуб-лике счет для сбора средств на памятник Ахматовой в Ташкенте.

3. В случае необходимости, обратиться к руководству СП с просьбой о при-глашении в мае I989 г. поэта Н. Коржавина - с включением Ташкента в програм-му его пребывания в стране.

Связь с Ташкентом по этим вопросам можно поддерживать через меня или - напрямую - через руководителя клуба "Орфей" при Доме Молодежи ЦК ЛКСМ Узбе-кистана Ирину Хилкову /телефоны клуба 414300, домашний 323494/.

Ваш сердечно

               Дм. Сухарев



 

         Письмо Д. Сухарева инициативной группе в Ташкент


  Письмо Дм. Сухарева организаторам в Ташкент


...
                                                        20 марта 89

Сегодня впервые после официального ее утверждения собралась Ахматовская юбилейная комиссия. Я на заседание приехал с небольшим опозданием, т.к. был прямо с самолета, и попал к тому моменту, когда отчитывался о своих юбилейных планах Ленинград, а за ним дали слово Якубову - то есть Союзу писателей Узбекистана. При этом ведший заседание Дудин, председатель комиссии, кивнул мне: мол, надо выступить следом за Якубовым. Я к этому моменту уже понимал, что наши предложения комиссией принимаются всерьез: во-первых, мне на прошлой неделе звонили и пригласили на это заседание, хотя я и не член комиссии; во-вторых, на столе лежала размноженная бумага с предложениями по плану юбилейных мероприятий, и там были включены вечера поэзии в Ташкенте в мае, т.е. наше предложение.

На самом деле, в выступлении Якубова никакие вечера в мае не предлагались. Он говорил о выпуске из печати произведений Ахматовой, в том числе о новых переводах на узбекский, о плане (предложении) дать имя А. одной из улиц Ташкента и, кроме того, довольно неопределенно о возможных вечерах осенью, "когда у нас хорошая погода". Потом Дудин дал слово мне, и я для начала извинился перед Якубовым за то, что заранее не согласовал с ним наши предложения, потом изложил их, на что Якубов сказал, что он "имел разговор с молодежью", что полностью поддерживает эту инициативу, так что мир-дружба, никакой конфронтации, каждый делает свои мероприятия. Это хорошо, я боялся, что со стороны СП республики могут возникнуть обиды. Вся комиссия отнеслась с полным пониманием к нашим планам, они остались в окончательном плане мероприятий, так что мы теперь вправе говорить, что действуем в рамках официального плана всесоюзных юбилейных мероприятий.

Между прочим, не все предложения, прозвучавшие на заседании, получили поддержку. Так, единодушно проголосовали против плана Бюро пропаганды устроить грандиозный ахматовский вечер во Дворце спорта в Лужниках, на котором должны были выступить Егop Исаев, Степан Олейник и др. секретари союзов. Этот план вызвал общее возмущение. Говорили, и очень правильно, что ахматовской поэзии подходит вовсе не любое помещение и ей противопоказан стандартный набор "больших советских писателей", которым один хрен, Набокова ли юбилей или Демьяна Бедного. Этo и нам надо иметь в виду, выбирая для ахматовского вечера зал. Он должен быть интимным, уютным, непомпезным.

Как я понимаю, с оплатой командировки тем писателем, которые приедут в Ташкент, проблем не будет. На днях я это обговорю специально. Что касается имён, то из руководства ахматовской комиссии не будет, видимо, никого: и Дудин, и Озеров сказали, что приехать не смогут. Возможно, приедет от комиссии критик Ст. Лесневский. Для нас это оптимально, т.к. ему не нужно устраивать отдельный авторский вечер. Об остальных поэтах я писал раньше, теперь буду собирать от них подтверждения и сообщу вам. Коржавин перед отъездом в США четко повторил, что готов прилететь в Ташкент, если ему купят за советские деньги обратный билет в "Аэрофлоте". Так что с этим нужно сейчас вам подсуетиться, если хотите, чтобы он приехал. Я думаю, что это окупилось бы: вечера Коржавина в Москве пользовались бешеным успехом, проходили при переполненных залах чуть ли не каждый день.

Лев Алексеевич Шилoв обещал снабдить меня фонограммой с записью голоса Ахматовой для наших вечеров. Кроме того, он научил, что надо уже сейчас обратиться в кинопрокат (в Ташкенте), чтоб они снабдили наши вечера фильмом режиссера Катаняна "Анна Ахматова: листки из дневника" (производство Центр. студии докум. фильмов, 1988). Фильм идет 30 мин. и пригодился бы: там снята Ахматова. Если будут с кинопрокатом трудности, звоните мне, попробуем достать в Москве. Но лучше бы без этого, у меня большие трудности со временем.

Секретарь комиссии Ника Николаевна Глен просила меня сделать так, чтобы все неформальные группы Ташкента, желающие принять участие в праздновании юбилея Ахматовой, были вовлечены в работу. Она, в частности, говорила об обращавшихся к ней людях под названием "Гражданская инициатива за перестройку" (Аида Каипова, Лия Тимофеевна Бережных: 76-66-02, 74-15-64. Не знаю, какой чей телефон). Я со своей стороны прощу противоборствующие стороны ("Орфей" - преемники "Апреля") разделить между собой организацию авторских вечеров участников этих Ахматовских дней поэзии. Сейчас имена участников окончательно не известны, но скоро это будет известно. Во избежание склок, можно было бы разыграть поэтов жребием. Сухарев на свой вечер не претендует, так как только что выступал в Ташкенте, но приехать хочет.

Якубов обратился с просьбой, чтобы при организации этих наших Дней не занимали дни, отведенные под юбилей, кажется, Хамзы - с 12 мая. Я его спросил, подходит ли узбекистанскому СП, чтобы Ахматовские дни были 10, II и 12 мая. Он ответил положительно. Так что, если нет возражений, можно зафиксировать эти три дня, хотя они немного и пересекаются с Хамзой. Но если наши гости будут размещаться в Доме молодежи, то конкуренции с гостами Хамзы, я надеюсь, не будет, - по крайней мере в гостинице. Наверно, можно найти и небольшие залы для авторских вечеров приезжающих поэтов. Вам там на месте виднее.

Не помню, писал ли я вам, что Андрей Чернов ("Огонек") обещал приехать. Сейчас, заранее, к Г.Л.Козловской собираются Центральное телевидение и Татьяна Архангельская (литгазета), я их снабжаю текстом воспоминаний Г.Л., чтобы они были морально подготовлены. В "День поэзии" воспоминания тоже вошли, а вот воспоминания Льва Озерова пришлось выкинуть, он сегодня об этом узнал и обиделся. Но что делать - приходилось жестко сокращать объем. Все же осталось по стихотворению у Доли ("Император едет в Павловск") и Игоря ("Сон"). Конкуренция была очень тяжелой, даже у Слуцкого из первоначальных 15 вещей осталось 4.

Пожалуйста, держите меня в курсе работы. Не имея информации из Ташкента, я, может быть, занимаюсь этим впустую. Как дела с конкурсом, разосланы ли приглашения клубам и авторам? Готовится ли книжечка или буклет с ташкентскими стихами Ахматовой? Здесь нужна компетентная помощь специалиста, обращайтесь к Тартаковскому. Если есть трудности с бумагой, я могу просить в поддержку официальное письмо от Дудина.

Из самых первоочередных дел, с которыми нельзя откладывать: нужно окончательно решить, как называется наше мероприятие (например: "Ахматовский праздник поэзии в Ташкенте". Или иначе. Но нужен окончательный вариант, который будет на всех бумагах) и в какие числа оно проводится (мои предложения выше). Об этом прошу Ирину мне срочно позвонить или написать.


               ДС



 

       Сборник 'День поэзии. 1989' был посвящён
100-летию Анны Ахматовой



Редакторы 'Дня поэзии'

     Стоят: П. Вегин, Т. Жирмунская, А. Марков
            Сидят: В. Корнилов, Д. Сухарев, Т. Бек

День поэзии. 1989. Москва: Сборник. - М.: Советский писатель, 1989. - 224 с. Тираж 80 000 экз.

                     
Редколлегия
Главные редакторы: Пётр Вегин,
Алексей Марков, Дмитрий Сухарев.

Татьяна Бек (составитель),
Тамара Жирмунская (составитель),
Тимур Зульфикаров, Фазиль Искандер,
Владимир Корнилов, Игорь Ляпин,
Алексей Шитиков.





       Этот портрет Анны Ахматовой кисти Алексея Баталова был впервые воспроизведён на обложке сборника 'День поэзии. 1989'.





       Известный актёр вырос в семье матери Нины Антоновы Ольшевской и отчима Виктора Ефимовича Ардова. В их доме на Большой Ордынке Ахматова была своим человеком и подолгу жила, приезжая из Ленинграда в Москву. Алексей считал её своей 'приёмной бабушкой'.

портрет А.Ахматовой кисти А.Баталова    




        Предисловие к воспоминаниям
      Г. Л. Козловской об А. А. Ахматовой


Хочу предварить небольшим вступлением публикуемые ниже впервые воспоминания Г. Л. Козловской об Анне Ах-матовой.

Галина Лонгиновна с 1937 года живёт в Ташкенте, куда она была сослана вместе с мужем, ленинградским компози-тором Алексеем Фёдоровичем Козловским, ныне покой-ным. По сравнению с другими видами тогдашних репрес-сий ссылка в Ташкент была, я бы сказал, подарком судьбы. Составной частью этого подарка стала для Козловских дружба с Анной Андреевной, проведшей в Ташкенте два с половиной военных года, с ноября сорок первого по май сорок четвёртого.

Чем был Ташкент для Ахматовой? Достаточно сказать, что там она работала над 'Поэмой без героя' и написала свыше пятидесяти стихотворений, в числе которых - знаменитейшие, хрестоматийные. Но не это главное. Глав-ное, я думаю, состоит в том, что в Ташкенте Ахматова ста-ла другим поэтом.

Причины произошедшей перемены достаточно очевид-ны: общая беда, которую Ахматова делила со всем наро-дом, и общий подвиг, в котором она наравне со всеми при-няла посильное участие.

Могут возразить, что и до немецкого нашествия у Ах-матовой по части бед был полный достаток и что со стой-костью к бедам тоже было всё в порядке. Это правда. Но не забудем, что великая беда, которой посвящён ахматовский 'Реквием', была бедой отверженных - тех, кто имел несча-стье оказаться в числе 'врагов народа' или, как Ахматова, в числе как бы пособников врага. Та беда была клеймёной, она не имела права вырваться наружу и оттого - иссушала.

В автобиографических заметках, написанных Ахмато-вой за год до кончины, есть несколько слов, посвящённых Ташкенту. 'В Ташкенте я впервые узнала, что такое в паля-щий зной древесная тень и звук воды'. И сразу вслед за этим, за воспоминанием о звуке уличного арыка, - горькие слова: 'А ещё я узнала, что такое человеческая доброта...'

На шестом десятке - впервые!

Это новая, военная беда была по-настоящему общей, она не разобщала людей, как беда предвоенная, а соединя-ла. Можно было, не таясь, горевать со всеми. Всё стало вдруг у Ахматовой таким же, как у всех: тиф, бездомье, жа-лость, страх за оставшихся в родном городе. Видно, долго копилась в истерзанной женщине эта жажда добросерде-чия, потребность быть со всеми. И вот - прорвалось стихами...

В октябре 88-го года я посетил Галину Лонгиновну Коз-ловскую и был представлен журавлю, который скрашивает ей одиночество. Журавлю хорошо в растительном царстве, у них с Галиной Лонгиновной настоящий ташкентский дво-рик, такие только и остались разве что в ахматовских сти-хах. Как у многих людей, проживших долгую и богатую дружбами жизнь, дом у Галины Лонгиновны похож на музей. Была мне показана и заветная (пухлая!) ахматовская папка: фотографии, подаренные Анной Андреевной, стихи, которые она с важностью в почерке начертала на нотных партитурах Алексея Фёдоровича или просто на листе бума-ги, послевоенные телеграммы, открытки от неё.

'Если бы вы знали, как меня тянет в Ташкент...' Это то-же написано её рукой. И мысль о ташкентском музее Ахма-товой начинает казаться не чересчур далёкой от реально-сти.

ДМИТРИЙ СУХАРЕВ



       Книга воспоминаний Г. Л. Козловской
'Шахерезада. Тысяча и одно воспоминание'
опубликована в Москве издательством АСТ в 2015 г.





 

'Мангалочий дворик' Альбины Маркевич



С декабря 1999 года в Ташкенте существует клуб-музей Анны Ахматовой 'Мангалочий дворик', которому должно и нужно быть в узбекской столице: ведь когда в тяжёлые 40-е годы эвакуационные дороги привели Анну Андреевну в этот город, невзгоды военного лихолетья были окрашены для неё дружеским теплом азиатской земли.




Клуб-музей, пожалуй, довольно точное название для этой выставки-экспозиции, которая нашла своё пристанище во дворце культуры Ташкентского тракторного завода. Самодеятельный музей собрал вокруг себя и членов клуба поэзии, театра и музыки имени Высоцкого, и литературного объединения 'Под крылом Пегаса', и клуба книголюбов и литературной гостиной 'Серебряный век'.


Директор клуба-музея Альбина Маркевич - идеальный вдохновитель, средоточие немногочисленного круга людей, так или иначе причастных к пребыванию великой русской поэтессы в Ташкенте.

Имя Альбины Витольдовны Маркевич широко известно в Узбекистане. Её голос часто звучит на радиостанции 'Ташкент', она знакомит слушателей с культурными программами. Альбина Витольдовна родилась в Ташкенте в 1930 году. Здесь она окончила ТГПИ им. Низами (филологическое отделение) и много лет проработала в школах Термеза и Ташкента. Окончив Ленинградский институт живописи, графики и архитектуры им. И. Е. Репина (факультет теории и истории искусств), преподавала в Театрально-художественном и Педагогическом институтах г. Ташкента.


С 1977 года вместе с группой филологов она участвовала в создании музея С. Есенина в Ташкенте, где работала до 1996 года. В 1994 году она вошла в состав правления Русского культурного центра Узбекистана и активно участвовала в организации Пушкинского общества, литературных клубов и в других культурно-просветительских делах. Увлечённость искусством, театром, литературой, её доброжелательность, эрудиция привлекают к ней творческих людей.


По материалам
'Независимой газеты' и сайта  'Мой Ташкент'




                          После концерта Д. Сухарева в Ташкенте.
                          Сентябрь 2007