на главную


ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГ
АЛЕКСЕЯ ИВАНТЕРА
И СТАНИСЛАВА МИНАКОВА

Центральный дом работников искусств
26 апреля 2004

На вечере были представлены сборники стихов 'Держава жаворонков' Алексея Ивантера и 'Хожение' Станислава Минакова (М.: Поэзия.ру, 2004).

Ведущий Д. Сухарев открывает вечер.

На вечере Разрешите мне начать наш вечер, вечер поэзии, посвящённый совершенно определённому событию. Это, как нынче принято говорить, презентация. Хотя, наверное, есть и русские слова, которые могут выразить ту же самую мысль, но пусть будет презентация. Презентация нового издательства и двух его первых книг. Издательство называется 'Поэзия ру', и возникло оно, как мне рассказали, на основе уже существовавшего в интернете сайта 'Поэзия ру'. В нём содержатся стихи многих авторов, а вот такие красивые книжечки с картонной обложкой впервые вышли под грифом 'Поэзия ру'. Редактором и сайта, и книжного издательства является автор одной из этих книг Алексей Ивантер. (А. Ивантер, сидящий рядом с Д. С., тихо говорит ему, что над сайтом и книгами работал не только он.) Он говорит, что это не так. Значит, меня неправильно информировали. Но вы автор той книги, презентация которой будет происходить? (А. И. что-то снова объясняет, зал смеётся.) Куда меня заманили? (Смеётся.) Ладно, я буду говорить, что я думаю об этом. А я думаю, что есть две книги, которые только что вышли, две книги поэзии, и есть их авторы, Алексей Ивантер и Станислав Минаков. Алексей Ивантер - москвич. Что, тоже не так? (А. И. что-то объясняет Д. С.) Я, допустим, тоже родился в Ташкенте, но не везде же об этом говорить! (Смеётся.) Ну хорошо. Сегодня вы москвич? Нет? (Смех.) Тогда предлагаю открыть научную конференцию на тему: поэзия в жизни народов бывшего Советского Союза. Потому что Станислав Минаков у нас представляет братскую Украину, где русский язык... пользуется такой большой популярностью среди государственных деятелей. Но шутки шутками, об этом мы говорить не будем. Минаков представляет поэзию Харькова, а Харьков - это город знаменитый поэзией. Это город Бориса Слуцкого. Это город его друга, которого он считал лучшим поэтом своего поколения, Михаила Кульчицкого. Это город Бориса Чичибабина. Между прочим, в Харькове есть литературная премия имени Бориса Слуцкого, и Станислав Минаков является лауреатом этой премии.

Мне кажется, что сейчас наша поэзия - русская поэзия, независимо от того, где она пишется и где издаётся, а она теперь пишется и издаётся в разных странах - переживает некоторый подъём. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что наша поэзия была поставлена на колени (в определённом смысле, высоком), а сейчас она с колен поднимается. Так как я живу долго, я помню, как поднималась наша поэзия с колен после XX съезда КПСС, когда появились вдруг имена, которых мы совсем не знали. Не только такие имена, как Слуцкий и его друзья фронтовые, которых не печатали до этого. Но даже Цветаева как бы не существовала. Почитайте дневники Давида Самойлова. Они не знали Цветаеву - эти молодые и лучшие поэты нашей страны. Конечно, поэзия существовала и до 53-56 года прошлого века, но она была ограниченная. И вот - прорыв, появление новых имён и не печатавшихся раньше стихов известных поэтов. Ведь даже член ЦК КПСС Твардовский не мог напечатать всего, что он хотел. Его поэма 'Тёркин на том свете' ходила по рукам и только однажды мелькнула в газете. Такой был период. И очень похожую картину, мне кажется, мы переживаем сейчас. Потому что после падения советской власти, после распада Союза наша культура пережила такое же унижение, как и наша экономика. Нам говорили: раздадим заводы и они сразу заработают хорошо! Раздали. Не заработали. Те же люди стали кричать: раздадим пахотные земли и сразу у нас поднимется... Ничего нет. На вечере Всё это было враньё. Это был период большого вранья. И такое же враньё происходило в нашей культуре. Потому что люди того же происхождения, работавшие... ну, скажем так, на национальные интересы другой страны, объявляли, что при советской власти у нас вообще не было никакой поэзии, ни музыки никакой, ни культуры. А был только андеграунд. И вот этот андеграунд вылез из щелей и оказался пшиком. Но на самом деле великая поэзия у нас была. И постепенно это враньё проходит, и мы наконец научились узнавать в лицо этих людей, которые врали, и врут, врут, врут. И сейчас даже в экономике, а в культуре ещё больше есть ощущение желания реванша, желания показать, что мы всё-таки - великая культура и страна, действительно великая.

И эти две книги, мне кажется, очень хорошо знаменуют этот, пока ещё незаметный, но перелом, потому что в них есть повышенный интерес именно к языку, к русскому языку, к его ресурсам. Мне это кажется симптоматичным для времени. Вот, скажем, русский фольклор, который было принято третировать, как нечто страшное и недостойное культурных людей. У этих авторов он оживает, он пробивается к ним и питает их таланты.

Ну, я надеюсь, что я уже надоел вам своим вступительным словом, и поэтому я прошу почитать стихи Алексея Ивантера. И хочу сказать, что у нас сегодня есть гости, которые выступят с пением литературных песен и чтением стихов.

(Свои стихи читали Алексей Ивантер, Станислав Минаков и Александр Левин, пели свои песни Александр Дулов, Евгения Логвинова и Николай Якимов.)

Публикуется впервые